Экономика и жизнь,
15 марта 1995 г.
Кому нужны страховые компании?
961 просмотр
Без сомнения, государство как в лице Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью, так и других органов власти заинтересовано в становлении и развитии страхового рынка в целом и обеспечении страховой защиты населения в частности.
Роль государства в развитии страхового дела видится в создании условий, в большей степени касающихся сферы налогообложения, при которых населению было бы выгодно страховаться (например, исключение из налогооблагаемого совокупного дохода расходов на страхование жизни, здоровья и пенсионное страхование, а также страхование домашнего имущества и жилых помещений).
Необходимо простимулировать деятельность страховых компаний в сфере страхования физических лиц, ведь работа на данном сегменте рынка достаточно трудо- и капититалоемка. Требуются значительные затраты на подготовку квалифицированных кадров, техническое обеспечение, покупку или разработку программных продуктов для учета десятков тысяч страхователей, содержание большого штата агентов и другие нужды.
Какова же сейчас ситуация на страховом рынке?
Обычно в России граждане приходят страховаться, только если гром грянет трижды, да и то подумав три раза — ведь если ничего не случится, деньги за страховку не вернут. О том, что люди лучше будут рисковать, вкладывая средства под высочайшие проценты, чем отдавать часть средств на страховую защиту (не связанную с финансовыми рисками) — про это знают многие.
Низкий уровень страхования среди населения общеизвестен. Хотя любая культура развивается там, где есть подготовленная, удобренная почва и когда забота о благосостоянии страховых компаний будет не только заботой самих компаний.
Государство в настоящее время больше занимается контролем и регулированием страховой деятельности. Это важно, но где же создание условий для роста и процветания? По-прежнему развитие сферы страховых услуг остается головной болью самих страховых компаний.
Очевидно, что даже крупнейшие страховые компании России (за исключением Ингосстраха и еще нескольких других) едва дотягивают до уровня средних провинциальных банков. В такой ситуации главной для страховых компаний является проблема выживания.
По опыту работы СК “Дельфин” можно сказать, что с точки зрения уязвимости компании, работающие с населением, постоянно находятся под угрозой: любые слухи, действия государственных органов, банкротства финансовых структур, изменения экономической ситуации и многое другое — все непосредственным образом сказывается на деятельности компании.
При этом для того, чтобы не потерять старых клиентов и привлекать новых, требуется постоянное совершенствование условий страхования с тем, чтобы не проиграть в конкуренции с пенсионными фондами, банками, но в то же время несколько затруднен процесс согласования изменений, особенно для компаний, расположенных далеко от Москвы.
Продолжая тему конкурентоспособности, можно выделить проблему налогообложения доходов страховых компаний.
Страхование по накопительным видам предполагает (особенно в период высокой инфляции) доходность для страхователя, размер которой ниже, чем сложившийся уровень процентных ставок по банковским вкладам, что обусловлено в первую очередь запретом на проведение кредитных операций страховыми компаниями, а также высокой долей расходов на заработную плату страховых агентов. К сожалению, нынешняя система налогообложения доходов еще более снижает конкурентоспособность страховых компаний, прежде всего, перед банками.
Расчеты тарифных ставок по страхованию жизни включают нормы доходности по инвестициям свободных средств (по сути, резервов). В мировой практике норма доходности по инвестициям освобождается от налогообложения, поскольку это является обязательством страховщика, то есть доходом страхователя, а не страховой компании.
Указом Президента РФ № 2270 установлено: “от налогообложения освобождается прибыль, направленная на пополнение страховых резервов по страхованию жизни, в пределах процента, предусмотренного в структуре тарифной ставки, согласованной с Федеральной службой по надзору за страховой деятельностью...”. В то же время Указ Президента относит данное положение к налоговым льготам, что автоматически ограничивает данную льготу 50 процентами от фактически исчисленной суммы налога на прибыль. Тем самым страховые компании, у которых страхование жизни занимает большую часть поступлений, поставлены в такие условия, при которых приходится либо недоначислять в резервы, либо доначислять из прибыли после налогообложения.
И, кроме того, использовав полностью льготу по налогу на прибыль по доначислению в резервы, страховые компании должны брать средства на благотворительные цели, техническое перевооружение из прибыли после налогообложения.
Думается, что в интересах страхователей и развития страхования в России все средства, направляемые на пополнение страховых резервов по страхованию жизни, должны освобождаться от налогообложения аналогично тому, как в банковских учреждениях проценты, начисленные по вкладам населения, относятся на расходы, уменьшая налогооблагаемую базу.
Очень низкий уровень развития индивидуального страхования жизни в России во многом определяется высоким уровнем инфляции, и можно уверенно говорить, что страховые компании могут сегодня стать крупнейшими источниками долгосрочных инвестиций в экономику России, но и только в том случае, если будут на государственном уровне созданы условия для нормальной работы. При других условиях трудно ожидать улучшения ситуации на страховом рынке.
О.МОРОЗОВ, вице-президент СК “Дельфин”.
Вся пресса за 15 марта 1995 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Тенденции, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
19 июня 2025 г.

|
|
День республики, Черкесск, 19 июня 2025 г.
Многослойная афера: как страховщики в Карачаево-Черкесии расследовали мошенничество с онкологией, инсценировкой аварии и спрятанным телом

|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 июня 2025 г.
Insurance Europe призывает к изменению «чрезмерных» правил AML

|
|
СеверПост.ru, Мурманск, 19 июня 2025 г.
В Мурманске вырос спрос на страхование имущества от беспилотников

|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 июня 2025 г.
SCOR представляет инициативу NatReCo по продвижению экологически безопасных решений в области перестрахования и страхования

|
|
Комсомольская правда-Ульяновск, 19 июня 2025 г.
Жительница Ульяновска заплатила за страховой полис более двух миллионов рублей

|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 июня 2025 г.
Киберриски как новое поле битвы: бизнес готовится к волне страховых споров

|
|
360.ru, 19 июня 2025 г.
«Страховые должны заинтересоваться». Автоюрист предложил защиту от подстав на дороге

|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 июня 2025 г.
ИИ в страховании Азии: тенденции, успехи и барьеры внедрения

|
|
Интерфакс, 19 июня 2025 г.
Северная Осетия и страховая компания «Югория» будут сотрудничать в сфере страховых систем

|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 июня 2025 г.
Финансирование судебных разбирательств третьими лицами подпитывает спекулятивные иски в Канаде

|
|
Inbusiness.kz, 19 июня 2025 г.
Автостраховка в Казахстане опять подорожает

|
|
korins.ru, 19 июня 2025 г.
НСИС выступает за актуализацию состава данных, передаваемых в АИС страхования

|
|
Российская газета онлайн, 19 июня 2025 г.
Депутаты предложили ввести в УК новую статью - об организации автоподстав

|
|
Интерфакс, 19 июня 2025 г.
Сборы страховщиков по договорам ОСАГО в I квартале выросли на 1,4%, выплаты снизились на 1%

|
|
Официальный портал органов власти Чувашской республики, 19 июня 2025 г.
Информация для любителей путешествовать: решение спора со страховой организацией без суда

|
|
Мурманский вестник, 19 июня 2025 г.
Застрахован по обязательному медицинскому страхованию - значит защищен

|
|
73.мвд.рф, Ульяновск, 19 июня 2025 г.
Полиция предупреждает: телефонные мошенники представляются сотрудниками страховых компаний и убеждают потерпевших продлевать полисы ОМС

|
 Остальные материалы за 19 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|